Главная / Все гости

Наш гость - заместитель руководителя УФАС Людмила Полубоярова

Наш гость - заместитель руководителя УФАС Людмила Полубоярова

- В каких сферах чаще всего наблюдается недобросовестная конкуренция, и какие методы применяются для «устранения» конкурентов?

- Недобросовестная конкуренция – это любые противоречащие нормам законодательства действия, методы, направленные на получение преимуществ в сфере продаж услуг или товаров. Часто такие методы противоречат не только юридическим законам, но и нормам морали, корпоративного и делового этикета, гуманности и добропорядочности. Используя недобросовестные методы ведения хозяйственной деятельности, частный предприниматель, таким образом, наносит вред (ущерб) другим субъектам рынка и производственной сферы. Недобросовестная конкуренция чаще всего проявляется таким образом: 

- разглашение ложных сведений, которые могут нанести в результате компании, фирме, предприятию финансовые убытки по причине падения спроса на производимый ими товар.

- различные методы, способствующие понижению деловой репутации компании-конкурента в деловых кругах.

- распространение ложной информации среди потребителей относительно качества товаров.

- рекламное сравнение товаров собственного производства с товарами, которые выпускает фирма-конкурент.

 Недобросовестная конкуренция на рынке предполагает использование результатов чужой интеллектуальной деятельности, которые были добыты незаконными методами. Разглашение секретов производства фирмы-конкурента, а так же нюансов производства некачественной продукции под логотипом фирмы-конкурента и т. д.

- В новостях очень часто говорят и пишут о том, что некоторые фирмы постоянно нарушают федеральный закон «О рекламе». Как вы считаете, по какой причине организации допускают эти нарушения? И еще вопрос: чаще всего это невнимательность рекламных компаний или же все-таки ошибки самих рекламодателей? Какие меры воздействия применяются к нарушителям?

- Многолетний анализ рассмотренных Оренбургским УФАС России дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе позволяет сделать вывод о том, что причины таких нарушений могут быть самые разные. Это и незнание требований законодательства РФ о рекламе, и невнимательность отдельно взятых должностных лиц; и халатность  рекламопроизводителей. Также встречаются случаи, когда  рекламодатели осознанно допускают нарушения, размещают рекламу выгодным для них способом, несмотря на запрет такого способа рекламирования. Ярким примером служит наружная реклама алкогольной продукции, распространяемая в почтовых ящиках жильцов многоквартирных домов.

Часто рекламодатели умышленно умалчивают о существенной информации, что вводит потребителей рекламы в заблуждение. Данным методом «грешат» финансовые организации, рекламируя кредиты и займы. Зачастую такие хозяйствующие субъекты объясняют свои нарушения тем, что сумма штрафных санкций гораздо ниже предполагаемой от такой рекламы прибыли и выгоды. К нарушителям законодательства РФ о рекламе применяются штрафные санкции. Должностные лица привлекаются к ответственности в виде штрафа в размере от 4 до 20  тысяч рублей, юридические лица – от 100 до 500 тысяч рублей.  Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает и другие суммы штрафов за нарушение отдельных норм законодательства РФ о рекламе.

- Как именно происходит злоупотребление доминирующим положением? Примеры.

- Доминирующим положением признается положение  юридического лица  на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, в том числе устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов и затруднять доступ на этот товарный рынок. В связи с этим, устанавливается всеобщий запрет на злоупотребление доминирующим положением. Перечень наиболее типичных случаев злоупотребления доминирующим положением в практике регионального УФАС  установлен в действиях таких организаций как:

- в отношении действий сетевых организаций при заключении договоров на технологическое присоединение к электрическим сетям, путем нарушения сроков о порядка заключения данных договоров, либо включение в такой договор условий невыгодных для заявителя;

- в действиях энергосбытовых организациях при  нарушении порядка отключения от энергоресурсов, не установление общедомовых приборов учета, проведение проверки приборов учета без уведомления потребителя, оказание услуг по поставке ресурсов без установления для организации тарифа.

Необходимо обратить внимание, что с  момента вступления в силу поправок в федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) рассмотрение заявлений физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также не связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или не связанных с ущемлением интересов неопределенного круга потребителей не входит в компетенцию антимонопольного органа. Так, нарушение прав гражданина, связанных с предоставлением коммунальных услуг подлежат рассмотрению в органе государственного жилищного надзора.

- Какие меры применяются в качестве наказания за недобросовестную конкуренцию, и какая мера самая строгая?

- Уже на стадии  установления только признаков недобросовестной конкуренции антимонопольный орган выдает предупреждение об устранении нарушения. Самой строгой мерой является административная ответственность в виде наложения  штрафа, как на юридическое лицо, так и на должностных лиц с обязательным предписанием об устранении нарушения.

- Может ли участник торгов обратиться в суд за защитой, если другой участник получил преимущество на торгах? Возможно ли отменить результаты.

- Участник конкурса или аукциона, а также лица, которым было отказано в участии в конкурсе или аукционе вправе обратиться с требованием о признании недействительными результатов торгов. При этом незаконный отказ в участии в конкурсе (аукционе) может служить основанием для признания результатов конкурса (аукциона) недействительными.

- Какие акты, нарушающие антимонопольное законодательство, издаются органами власти и, каким образом может происходить нарушение данных законов?

Федеральный законом «О защите конкуренции» предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие): федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ. В частности запрещаются введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары; предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке; предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона; создание дискриминационных условий; установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством РФ платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг; дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Органы власти посредством издания правовых актов предусматривающих одно из указанных выше действий нарушают Федеральный закон «О защите конкуренции». Например, орган местного самоуправления предусмотрел в своем правовом акте запрет на продажу сельхоз продукции в границах муниципального района, завезенной с иных районов и областей. Установление  органом государственной власти в своем правовом акте плату за выдачу градостроительного плана земельного участка, хотя как выдача  градостроительного плана производится бесплатно и др.