«Сарматское золото» из оренбургского музея никто никуда не увозил

20:33 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
Выставка «Золотая кладовая», которая является гордостью оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея, всего несколько дней не будет работать, так как накануне празднования юбилея музея зал нужно привести в порядок, обновить сигнализацию.
Фото/Видео: Kultura.orb.ru

Вчера оренбургский губернатор, а днем ранее и глава Башкортостана Радий Хабиров поделились на своих страницах радостной новостью: в Уфе доступна для всех уникальная коллекция, ошеломившая в свое время весь научный мир. Речь идет о золотых оленях, которым более 2,5 тысяч лет.

Это «сарматское золото» обнаружил башкирский археолог Анатолий Пшеничнюк в 1987 году при раскопках знаменитых Филипповских курганов в Илекском районе Оренбуржья. Эти артефакты научно доказывают существование в наших краях развитой цивилизации еще в V - IV веках до нашей эры. Но раньше они не выставлялись на суд широкой общественности, взглянуть на них в Башкирии можно было лишь в составе небольшой группы по предварительной записи, да и цены на посещение выставки в соседнем регионе значительно выше оренбургских. Двумя десятками золотых оленей, которые считались духами-хранителями у сарматов (скульптура сарматского оленя, кстати, украшает и центральную улицу Оренбурга), теперь любуются все желающие в соседней Башкирии.

О создателях этих невероятно красивых творений писал еще Геродот! Они жили на той же земле, где сейчас живём мы, - отметил Денис Паслер, вспомнив, какое сильное впечатление на него произвела уникальная коллекция, хранящаяся в оренбургском музее (правда, земляки ему посоветовали обратить внимание на более насущные проблемы региона, например, плохое состояние дорог, которыми сейчас явно не залюбуешься). - Уверен, что  жители Башкирии оценят наследие сарматской цивилизации так же высоко, как ценят его оренбуржцы. Всем жителям региона советую увидеть это чудо!

После таких новостей у оренбуржцев сразу возникли подозрения, что к башкирам вывезли нашу оренбургскую коллекцию. У земляков возникла масса вопросов - почему, кто разрешал, а вдруг золотая сарматская коллекция к нам больше не вернется? При этом на сайте оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея, где хранится данная коллекция, вчера появилось объявление, что «с 29 февраля экспозиция «Золотой фонд. Археология» по техническим причинам временно работать не будет».

Мы попытались выяснить вопросы, которые взволновали оренбуржцев.

Никуда наша коллекция сарматских оленей не делась, мы и не имеем права ее никуда вывозить, это очень хлопотное и затратное мероприятие - требуется разрешение Минкульта РФ, застраховать всю коллекцию, в которой сотни уникальных экспонатов. Вывозят, как правило, только копии. Выставка в Оренбурге закрывается на символичные несколько дней, чтобы привести в порядок витрины, вытереть пыль с экспонатов, обновить сигнализацию, так как наша «золотая кладовая» в середине марта будет принимать гостей в рамках торжественных мероприятий. К будущей среде экспозиция сарматского золота снова будет доступна для посетителей, - пояснил старший научный сотрудник оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея, археолог Вячеслав Трегубов.

Что же касается башкирской выставки, то там действительно тоже представлены артефакты, обнаруженные в наших Филипповских курганах, но только значительно раньше, чем те, которые составляют оренбургскую коллекцию. Наша экспозиция появилась в 2015 году, и в ее основу легли находки, сделанные археологами в 2014 году (после лишь коллекция незначительно дополнялась находками с объекта культурного наследия «Курганное поле «Высокая могила - Студеникин Мар»). Коллекция же уфимского музея собиралась из находок, сделанных башкирским археологом еще в 80-е годы прошлого века. Тогда были исследованы 12 курганов - насколько хватило финансов, после чего раскопки были приостановлены.

Это сейчас, как правило, археологические находки остаются в том регионе, где их обнаружили, а в советское время археолог мог отдать их в любой музей страны, но, как правило, они отправлялись в его родной регион, - рассказал Вячеслав Егорович. - У Оренбуржья, видимо, в то время не было средств для исследования данных курганов. Копать их потом начали лишь в 2004 году, когда Филипповские курганы подверглись разграблению «черными копателями», и их надо было как-то спасать. Если бы не грабители, то, возможно, могильники так и не были бы исследованы, и нашей уникальной коллекции могло и не быть. В свое время даже рассматривалась идея создания в Филипповке музея под открытым небом по типу Аркаима, но она так и не воплотилась в жизнь. На данный момент там уже исследованы все курганы, и ценности для «черных копателей» этот историко-археологический памятник больше не представляет. Сейчас очень хотелось бы, чтобы такая же работа была проведена в отношении другого памятника культурного наследия «Высокая могила» под Дедуровкой, который тоже уже подвергался разграблению.

НАША СПРАВКА

Несколько лет назад у села Филипповка в Илекском районе была сделана сенсационная археологическая находка, в ходе которой обнаружили уникальные предметы, принадлежавшие древним кочевникам Евразии. Здесь на глубине четырех метров нашли нетронутую могилу знатной сарматской «амазонки» V-IV веков до нашей эры. Некоторые из обнаруженных здесь вещей в других могильниках не находили никогда.

Женский скелет был буквально усыпан золотом - на каждом пальце женщины имелись перстни с различными камнями, на запястьях - браслеты. В левой руке она держала серебряное зеркало с золотой ручкой и орнаментом и предмет, похожий на жезл. Золотая бахрома, элементы украшения савана, серебряные и бронзовые блюда, рукоятки из драгоценного металла в зверином стиле - легендарный сарматский орнамент, огромный колокол - многое было в могиле.

Вещи и украшения в усыпальнице находились в том самом виде, как их расположили древние кочевники. На входе в курган находился гигантский бронзовый котел весом около полтонны, ручки которого были сделаны в виде сказочных птиц - грифонов, смотрящих друг на друга, орнамент на котле выполнен в зверином стиле, характерном для раннесарматской культуры. Рядом с погребенной лежало множество бутылочек, предположительно из-под древних косметических средств.


№ 71184