В Оренбурге разрабатывают единые стандарты пассажирских перевозок

19:30 Комментарии
Реклама на сайте
В администрации города состоялось очередное заседание рабочей группы «Современные технологии пассажирского транспорта». В нем принимали участие представители ряда общественных организаций и представители исполнительной власти. Обсуждался опыт других городов и субъектов РФ по внедрению информационно платежных систем, а также реализация электронных программ, которые создаются для удобства пассажиров и перевозчиков.
Фото/Видео: архив

В отличие от прошлого, недавнее заседание было расширенным. Его участниками стали члены Экспертного Совета по разработке региональных стандартов пассажирских перевозок, Союза «Торгово-промышленная палата Оренбургской области», депутаты из комитета по муниципальному хозяйству горсовета, а также руководители предприятий, которые внедряют электронные системы в пассажирском транспорте в субъектах Российской Федерации. Роль своеобразного арбитра доверили руководителю Автотранспортного союза Оренбуржья Александру Шмарину.

Действующая система пассажирских перевозок в Оренбурге малоэффективная. Реальный объем их сегодня не знает никто. И применяемые для расчета методики не приносят пользу. В 2017 году заканчивается срок по пятилетним лизинговым договорам за купленные автобусы. И это хорошая возможность разрешить наболевшие проблемы. Для этого в Оренбурге и решено разработать четкие единые стандарты.

Переход на систему безналичных расчетов

По мнению экспертов, это позволит вывести объективную картину рынка пассажирских перевозок. Причем и по количеству тех, кто пользуется автобусами и троллейбусами, и по возможностям самих перевозчиков. Ибо система «пассажир- власть - перевозчик» должна быть максимально удобной для всех, чтобы вопрос о тарифах не переходил в плоскость споров и разногласий.

Тем более, в последнее время появляется все больше сторонников перехода на безналичную систему расчетов в масштабах страны. Яркий пример - столица России - Москва, где в прошлом году утвердили новую Концепцию пассажирских перевозок. Правда, без набивания шишек у создателей все же не обошлось.

- Оценка пассажиропотока у москвичей получилась неверной. И средства из казны были перерасходованы. На развитие транспортной системы ушло 23,7% бюджета города, - рассказал Александр Шмарин. - Для сравнения: на эту же цель в Оренбурге тратится лишь 2-2,5 % ежегодно.

Почему же так получилось? Оказывается, москвичи рассчитали, что в 2015 году около 5000 столичных компаний перевезли 560 миллионов пассажиров. Хотя на самом деле – только 300 млн. человек. И средства в бюджет были заложены неверно.

- Если изначально предполагался переход на рубль-километр для перевозчиков и 100 % компенсацию объема оплаты за счет перевезенных пассажиров, то из-за ошибки в расчетах были запланированы неверные суммы, - продолжал Александр Анатольевич. - В бюджете на наземный пассажирский транспорт столицы ушло 4 миллиарда рублей. В 2016-м и 2017– 14 и 21 млрд, соответственно.

Неточности Москва перекрыла бюджетными средствами. Но для Оренбурга такой шаг -непозволительная роскошь. Как же без огрех рассчитать объем пассажиропотока?

Что нужно внедрять

Далее заслушали Самуила Горелика, доктора технических наук, руководителя направления интеллектуальных транспортных систем, научного руководителя проекта «Концепция транспортных платежных систем третьего поколения» при аналитическом отделе Правительства РФ», он пообщался с оренбуржцами по видеосвязи.

- Ошибки (при формировании Концепции) были допущены потому, что слишком много пассажиров, которые минуют систему учета. Отсюда и недостоверность данных реальному количеству. Также мы проводили анализ пассажиропотока и в других регионах. И оказалось, что количество перевезенных пассажиров в несколько раз больше, чем это обычно попадает в отчет. Конечно, желание все измерить рублем – совершенно понятное. Например, предлагается убрать кондукторов с последующим внедрением электронной системы оплаты. Тогда вроде бы все будет «тип-топ»: пассажиры - исправно платят, а перевозчики - знают свои объемы работ. Однако на самом деле это лишь в идеале. Проблема кроется не только в уклонистах от оплаты, но и других причинах. Поэтому самое важное -  понять, в каком направлении нужно двигаться дальше.

Во главу угла Самуил Лейбович ставит аналитику. По его мнению, точность прогнозов должна быть отшлифована так, чтобы ни у кого не возникало претензий. На втором месте, по его мнению, стоит качество пассажирских перевозок. Здесь учитывается стоимость монетизации управления транспортным средством, в том числе это и установка оборудования оплаты проезда в салонах автотехники. И в настоящее время рассматривается обновленный проект Концепции пассажирских перевозок, которая учитывала бы интересы и населения, и перевозчиков. Основу плана составляет переход на цифровые сервисы с помощью сети Интернет. Но хотя плюсов много, переход к ним следует осуществлять постепенно. Все-таки основные клиенты общественного транспорта – люди пожилые. Пользоваться электронными гаджетами умеют далеко не все, а значит и отказ от услуг кондукторов полностью не исключается. В общем, к вопросу следует подходить осторожно и гибко.

Новый уровень управления

Рабочая группа подробно ознакомилась с внедрением третьего поколения информационно-платежных систем для городского пассажирского транспорта. Все эксперты сошлись во мнении, что она действительно может обеспечить необходимое качество управления перевозками и их безопасность. Но главное - достоверность отчетных данных. В настоящее время пилотный проект реализуется в Санкт-Петербурге. И он будет предложен для реализации под торговой маркой «ВЕЗДЕ» в других регионах РФ. Конечно, если они захотят обеспечить современный уровень комфорта, точности безопасности общественного транспорта для своих граждан.

ВАЖНО!

Что предполагает новый уровень управления и комфорта пассажирских перевозок

- сокращение времени ожидания транспортного средства и общих затрат на поездку;

- планирование, получение оперативной информации и оплата поездки в одном пакете;

- повышенный уровень и ощущение личной безопасности;

- точный учет пассажиропотока, объемов транспортной работы и выручки;

- адаптация расписания и маршрута по статистике предыдущих аналогичных поездок - для корректировки маршрутов и графиков движения ТС;

- новая услуга: предварительное планирование поездки (за сутки или несколько часов с указанием времени прибытия и точки отправления). На основании предварительных заказов – уточнять маршруты и стимулировать это бонусом;

- отдельный вид маршрутного городского транспорта – по заказам (на основе малых ТС);

- разгрузка базовых маршрутов, особенно в ночное время

- «подсадка» дополнительных пассажиров вдоль маршрутов движения;

- клубная система льгот, бонусов, специального информирования, мобильных развлечений в поездке;

- снижение затрат на эксплуатацию транспортной системы.


№ 31759