Главная / Все гости

Оренбургское УФАС продолжает проверку по факту повышения цен на газ

Оренбургское УФАС продолжает проверку по факту повышения цен на газ

На вопросы наших читателей отвечает руководитель Управления федеральной антимонопольной службы области Владимир Окшин. 

- Каковы полномочия Управления в части контроля за состоянием цены на рынке сжиженного углеводородного газа? Кто и какую ответственность понес за резкое повышение цен на топливо в октябре?

- По заданию ФАС России с 2014 года Управлением в еженедельном режиме осуществляется мониторинг мелкооптовых и розничных цен на сжиженный углеводородный газ (далее - СУГ).  В результате проведения данных мониторингов, на рынке СУГ выявлен значительный рост цен. В мелкооптовом сегменте рост цен с начала 2016 года по состоянию на 02.10.2016 составил более 40%, в розничном сегменте (АГЗС) – 6,3 %.    

Учитывая социально-значимый характер рынка СУГ, устные и письменные обращения, Оренбургским УФАС России принято решение о проведении исследования состояния конкуренции на мелкооптовом рынке СУГ на территории Оренбургской области за период с 01.01.2015 по 01.10.2016.  Участникам данного рынка в начале октября направлены соответствующие запросы. В настоящее время Оренбургским УФАС России получены ответы от хозяйствующих субъектов, занимающихся мелкооптовой продажей СУГ согласно запросам Управления. Специалисты анализируют данные сведения.  

По результатам вышеуказанного исследования, будет принято решение о наличии либо отсутствии в действиях хозяйствующих субъектов - продавцов СУГ - признаков нарушения антимонопольного законодательства. Если факт необоснованного повышения цен на СУГ подтвердится, или же будут выявлены признаки согласованных действий, либо соглашений между участниками-конкурентами, Управлением будут приняты меры антимонопольного реагирования, такие как возбуждение производства по делу, административное наказание в виде оборотных штрафов. Также Оренбургским УФАС России в ближайшее время планируется проведение аналогичной работы на розничном рынке СУГ в Оренбургской области. 

- При каких обстоятельствах могут быть дисквалифицированы чиновники?

- С января 2016 года при повторном ограничении конкуренции должностными лицами органов власти, органов местного самоуправления такие лица подлежат дисквалификации на срок до 3 лет.

До вступления «четвертого антимонопольного пакета» существовала своего рода альтернатива либо штраф, либо дисквалификация, сейчас же такие должностные лица органов власти безальтернативно будут лишаться своих рабочих мест. 

Рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении такой категории осуществляется судьями арбитражных судов, которым ФАС обязана передать дела на рассмотрение после составления протоколов об административных правонарушениях.

- Как теперь УФАС контролирует деятельность страховых компаний?

- Согласно январским изменениям в антимонопольном законодательстве, с января 2016 года заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом не рассматриваются антимонопольным органом, а подлежат направлению в соответствующий орган исполнительной власти.

Так вот, все заявления граждан об ущемлении их интересов страховыми организациями с января 2016 года переадресовываются в Банк России, поскольку согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению. 

- Какие новые функции выполняет Управление в связи с изменениями в антимонопольном законодательстве в этом году?

- С 5 января 2016 года вступил в силу так называемый «четвертый антимонопольный пакет», который вносит поправки в Закон о защите конкуренции.

Нововведения ввели для предпринимателей, органов власти, органов местного самоуправления ряд послаблений. Антимонопольный орган выступает в большинстве случаев не как карательный орган, а орган предупредительного контроля.

Существенно расширился институт предупреждения. Практически по большинству правонарушений мы работаем в предупредительном порядке. Речь идет о том, что антимонопольным органом не сразу возбуждаются антимонопольные дела, а выдаются предупреждения и, соответственно, выполнение этих предупреждений будет исключать дальнейшее антимонопольное преследование.

Внесенные поправки в Закон о защите конкуренции уточняют сферу применения запрета злоупотребления доминирующим положением - теперь заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом не рассматриваются антимонопольным органом (!), а подлежат направлению в соответствующий орган исполнительной власти.

С 10 января 2016 года заработал механизм административного обжалования в сфере строительства. Теперь Федеральная антимонопольная служба наделена полномочиями рассматривать жалобы в отношении органов власти и инженерно-технических организаций, отвечающих за данную сферу.

В центральном аппарате ФАС России появилась апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы и Президиум, который уже функционирует. Президиум наделен полномочиями по пересмотру решений территориальных управлений по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если нарушается принцип единообразия в применении антимонопольного законодательства.

4 июля текущего года в Закон о защите конкуренции в очередной раз были внесены поправки («антикризисный пакет»), согласно которым смягчаются требования к некоторым категориям хозяйствующих субъектов.

Одним из существенных изменений является введение «иммунитетов» для малого и среднего бизнеса в части признания доминирующего положения и заключения отдельных антиконкурентных соглашений.

Из-под контроля антимонопольного органа вышли юридические лица, созданные физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, сумма выручки которых за предшествующий календарный год не превышает 400 мл. рублей.

При этом «иммунитеты» не распространяются на хозяйствующие субъекты, входящие в группу лиц с другими хоз.субъектами в ряде случаев, финансовые организации, субъекты естественных монополий, хозяйствующие субъекты, имеющие в качестве учредителей или участников юридических лиц, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования.

Изменения коснулись и требований к торгам: теперь антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о признании торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными только в случае, если проведение таких торгов является обязательным в соответствии с действующим законодательством.

Изменения коснулись и порядка проведения внеплановых проверок. Теперь внеплановые проверки в отношении субъекта малого предпринимательства проводятся после согласования с органами прокуратуры. Исключения касаются субъектов естественных монополий и внеплановых проверок, которые проводятся по подозрению тех или иных лиц в сговоре.

Июльские изменения в законе коснулись и положений Кодекса об административных правонарушениях. Вносимые изменения в КоАП предусматривают особенности привлечения к административной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства - замену штрафа на предупреждение.

- Кому и за что могут быть выданы предупреждения и предостережения? И помогут ли они избежать штраф?

- Как уже было сказано, с января 2016 года не допускается в ряде случаев принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

Предупреждения выдаются не только хозяйствующим субъектам, которые доминируют на рынке по определённому составу, но и органам власти, органам местного самоуправления, а также в большинстве случаев, связанных с недобросовестной конкуренцией.

Предупреждения применяются по таким формам злоупотребления доминирующим положением как установление разных цен на одни и те же товары, создание дискриминационных условий. Кроме того, почти половина действий, которые связаны с недобросовестной конкуренцией перешли в категорию предупреждений.  Это по сути вся недобросовестная конкуренция за исключением случаев, когда недобросовестная конкуренция связана с использованием интеллектуальной собственности.

Предупреждение позволяет вернуть ситуацию в нормальное состояние практически в 10-тидневный срок.

С расширением действия института предупреждения:

- Потенциальные нарушители (как бизнес, так и органы власти) получают (расширяют) возможность оперативно устранять нарушения законодательства без наложения штрафов;

- Антимонопольные органы – возможность возбуждать дела только после отказа исполнять предупреждения;

- Потребители (как граждане, так и бизнес – в случае нарушений со стороны органов власти) – возможность эффективно и оперативно защитить свои права.

- Вам самому не кажется, что при сегодняшней ситуации Управление практически бессильно против реальных монополий? Госстрах как не выписывал полисы ОСАГО, так и не выписывает, Газпром как выворачивал руки лимитами и задранными ценами на монтаж для населения, так и продолжает. То есть вопрос не в самих ценах, а просто в отсутствии конкуренции или сговорах страховых компаний например.

- Оренбургское УФАС России полномочно в контроле за хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на том или ином рынке. В нашем регионе на рынке страховых услуг доминирующее положение занимает СК «Росгосстрах». До вступления в силу «четвертого антимонопольного пакета», исключившего полномочия антимонопольного органа в части рассмотрения заявлений от физических лиц на действия монополиста (в данном случае – «Росгосстраха») Оренбургским УФАС России была проведена масштабная работа по привлечению указанной страховой компании согласно полученным заявлениям граждан к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства: навязывания дополнительных услуг страхования, неправомерного расчета коэффициента безаварийной езды, уклонения от заключения договора полиса ОСАГО. В общей сложности сумма штрафа в отношении «Росгосстраха» составила свыше 4 млн. рублей.

С начала 2016 года, как уже говорилось, антимонопольный орган не правомочен принимать заявления от физических лиц на действия монополиста. Однако в полномочиях Оренбургского УФАС России осталось рассмотрение дел, касающихся сговора или согласованных действий между страховыми компаниями.  Стоит отметить, что отследить это возможно в случае заявления граждан, поэтому при выявлении признаков согласованных действий между страховщиками, граждане могут обратиться в антимонопольный орган с письменным заявлением с приложением доказательств обращения к страховщикам и, при наличии, их письменных ответов в их адрес.

- Объясните, пожалуйста, правомерен ли рост цен на продукты питания за последнее время в магазинах Оренбурга, таких как «Пятерочка», «Магнит», «Перекресток»?

- В полномочия антимонопольного органа, установленные отдельными нормативными актами, не входит контроль за обоснованностью установления хозяйствующими субъектами цен на товары, работы, услуги.

В  соответствии с ч. 5 ст. 8 ФЗ Закона о торговле, в случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30 и более процентов,  Правительство РФ в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта РФ  на срок не более чем 90 календарных дней.

В Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены входят следующие продукты:  говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса) баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая – ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки.