Главная / Все гости

Наш гость – замруководителя Оренбургского УФАС Игорь Быховец

Наш гость – замруководителя Оренбургского УФАС Игорь Быховец

- Какие нарушения чаще всего выявляются при составлении электронной документации? Какая максимальная мера наказания предусмотрена за такие нарушения?

- Можно выделить следующие нарушения, которые были выявлены при рассмотрении жалоб, поданных на положения документации об аукционе: необоснованные требования к описанию объекта закупки (например, устанавливаются излишне детализированные требования к материалам, подлежащим использованию в процессе выполнения работ), к содержанию заявки (заказчик необоснованно требует предоставить информацию, предоставление которой не требуется в составе заявок), к участникам закупки (например, необоснованные требования о предоставлении разрешительной документации), а также к содержанию контракта. В случае выявления существенных нарушений закона о контрактной системе, государственным и муниципальным заказчикам выдаются обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений путем внесения соответствующих изменений в документацию об аукционе. Кроме того, утверждение документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе, является основанием для привлечения к административной ответственности.

 - Почему, по вашему мнению, происходят подобные нарушения? Это типичная ошибка специалистов по госзакупкам или ошибка, совершенная преднамеренно?

 - Сами заказчики поясняют выявленные нарушения либо «человеческим фактором», либо отсутствием необходимых знаний в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

- Добрый день. Предусматривается ли в будущем борьба с «профессиональными» жалобщиками которые не зарегистрированы на электронной торговой площадке и, которые не принимают участия в торгах? Ведь данные жалобы увеличивают объем работы ваших специалистов, а также приводят к срыву исполнения контрактов добросовестными поставщиками и подрядчиками.

- Действительно, нагрузка на специалистов Оренбургского УФАС, осуществляющих полномочия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе, высока. Так, в 2015 году только жалоб от участников закупок поступило более чем 2 300.

Также не исключены случаи, когда поданная жалоба затягивает подписание контрактов с добросовестными поставщиками. Что касается «профессиональных жалобщиков», то законом о контрактной системе закреплено право на обжалование положений документации об аукционе любым из участников закупок, в том числе физическим лицом, общественной организацией. И только отказ в допуске или наоборот, необоснованный допуск к участию в закупках, может быть обжалован участником закупки, подавшим заявку на участие в ней.  Следовательно, любая формально соответствующая процессуальным требованиям Закона жалоба, должна быть принята к рассмотрению, что уже влечет для Заказчика приостановление заключения контракта по итогам аукциона.

 - Добрый день, Игорь Анатольевич! Меня, как госзаказчика, интересует такой вопрос. В Оренбургской области сложилась порочная практика, когда несколько известных фирм обжалуют условия закупки в последний день, при этом они это делают постоянно и никогда не участвуют в торгах. Цель их деятельности сводится к созданию проблем для заказчиков. А ведь большинство из них даже не имеют аккредитации. Центральный аппарат ФАС (Баширова), замминистра Чемерисов на семинарах всегда говорят - жалобы таких участников лучше не удовлетворять, так как это только поощряет их. Лучше назначить заказчику штраф и признать жалобу обоснованной, но не отменять торги. Причем такая позиция ФАС абсолютно законна. В то же время Оренбургское управление зачастую «сносит» закупки по жалобам таких недобросовестных участников, поэтому данная проблема актуальна уже несколько лет, хотя могла бы быть решена, если бы практика рассмотрения дел была бы несколько иной. Скажите, пожалуйста, планирует ли Оренбургское УФАС пойти навстречу заказчикам или будет продолжать придерживаться сложившейся практики?

-  Аналогичную позицию, на которую вы обращаете наше внимание, практикует и Оренбургское УФАС при принятии решения о необходимости выдачи предписания об отмене итогов аукциона в случае выявления нарушений законодательства о закупках. Так, комиссией УФАС учитываются все выявленные обстоятельства в их совокупности: существо нарушения, количество поданных заявок, отказы в допуске к участию в аукционе и другие факторы. Между тем, следует отметить, что нарушения закона 44-ФЗ носят формальный характер, и, следовательно, не требуют доказательства наступления неблагоприятных последствий. Поэтому, всем заказчикам при утверждении документации об аукционе, также следует помнить о принципах, закрепленных названным Законом, среди которых – профессионализм заказчика.

 - Уважаемый Игорь Анатольевич, правда ли, что ваш сын работает в центральном аппарате ФАС РФ? Не противоречит ли это действующему законодательству РФ и конфликту интересов?

 - Действующее законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации, в т.ч. трудовой кодекс РФ, не запрещает близким родственникам, являющимися государственными гражданскими служащими в отсутствии прямого подчинения  работать в одной и, тем более, в разных территориальных учреждениях. Так, ФАС России и территориальные управления ФАС являются самостоятельными юридическими лицами. В связи с чем, прямое подчинение может наблюдаться только между руководством центрального аппарата и руководством территориальных управлений. Надеюсь, что мой ответ является исчерпывающим.

- В каких сферах чаще всего выявляются факты сговора участников торгов? Какая мера ответственности предусмотрена за данное нарушение?

- Зачастую дела об антиконкурентных соглашениях выявляются на рынке поставки лекарственных средств, услуги связи, поставки продуктов питания. На сегодня за нарушения антимонопольного законодательства предусмотрена и административная, и уголовная ответственность. Последняя возможна только в случае, если участники картеля своими действиями причинили крупный ущерб (более 10 миллионов рублей) гражданам, организациям или государству либо получили доход в крупном размере – более 50 миллионов рублей. Но чаще всего участники антиконкурентных соглашений привлекаются к административной ответственности. В таком случае штраф на должностных лиц накладывается в размере от 20 до 50 тысяч рублей либо следует дисквалификация на срок до трех лет. Для юридических лиц штраф предусмотрен в размере от 1/10 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не менее 100 тысяч рублей.

- За совершение каких действий  можно попасть в реестр недобросовестных поставщиков? Возможно ли в последующем выйти из состава данного реестра? Если да, то каким образом происходит эта процедура?

 -Закон 44-ФЗ предусматривает включение в реестр недобросовестных поставщиков за уклонение от заключения контракта по итогам закупки, а также в случае, когда с подрядчиком договор был расторгнут в одностороннем порядке (заказчиком) по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту. В случае подтверждения фактов незаконных действий поставщика сведения о таком поставщике (и не только о нем), включаются в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, что лишает названного поставщика принимать участие в закупках для государственных и муниципальных нужд (в случае установления такого ограничения). Досрочная «амнистия» законом 44-ФЗ не предусмотрена. По истечении двух лет сведения об указанном поставщике автоматически исключается из указанного реестра.