Мнение старожила о наводнении в Оренбурге

20:47 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
Паводок 2024 года на Урале стал самым мощным и разрушительным за последнюю сотню лет. Более десяти раз весной Урал поднимался выше восьми метров, выходил из берегов и затапливал пойму. Но почему каждый раз в областном центре последствия подобного наводнения печальны? Только ли в этом виновата природная стихия, разбираемся с бывшим главным архитектором Оренбурга Александром Агафоновым.

Девятиметровые отметки уровень Урала у Оренбурга превышал в 1942 и 1957 годах. В 1942 году после разрушительного наводнения исполком городского Совета депутатов трудящихся города Чкалова принял решение «О запрещении застройки вновь и восстановления построек, разрушенных наводнением в Зауральной части города Чкалова и районах города Овчинный городок, Форштадт и Подмаячный поселок».

Учитывая, что Зауральная часть города и районы Овчинный город, пойменная часть Форштадта и Подмаячного поселка генеральным проектом планировки города Чкалова не предназначены под жилую застройку, горисполком решил:

  1. Запретить госучреждениям, предприятиям, кооперативным и общественным организациям и отдельным гражданам застраивать вновь и восстанавливать жилые и хозстроения, поврежденные наводнением, находящиеся в Зауральной части города, Овчинном городке, пойменных частях Форштадта и Подмаячного поселка.
  2. Обязать исполнительные комитеты районных Советов депутатов трудящихся города Чкалова, в соответствии с постановлением «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках», организовать охрану указанных земель от самовольной застройки, восстановления разрушенных зданий, привлекая виновных к ответственности.
  3. Предложить районным Советам депутатов трудящихся организовать наделение земельными участками в районах индивидуальной застройки в первую очередь граждан, пострадавших от наводнения.

Таким образом, в самый тяжелый год Великой Отечественной войны городские власти компетентно, принципиально, а главное, с заботой о пострадавших от наводнения, приняли непростое, но единственно верное решение, запретив застраивать вновь и восстанавливать поврежденные наводнением жилые и хозяйственные строения в Зауральной части города, Овчинном городке, пойменных частях Форштадта и Подмаячного поселка. Земельные участки же людям под строительство выделялись вне затопляемых зон бесплатно. В дальнейшем строительство объектов различного назначения велось по генеральным планам вне затопляемых зон и в строгом соответствии с различными ГОСТами, Градостроительными и строительными нормами и Правилами.

В 2015 году по заданию главы администрации Оренбурга Евгения Арапова был разработан новый Генплан Оренбурга, по которому основное строительство должно было вестись в пойме рек Урала и Сакмары. За 300-летнюю историю города ни один генерал-губернатор, ни один градоначальник не посягали на поймы рек, берегли их, как благоприятный источник свежего воздуха, оберегая город и население от катастроф затопления. Они понимали, что всякое строительство в пойме рек резко сужает русло и препятствует прохождению паводковых вод, что неизбежно ведет к более высокому подъему уровня воды, большому разливу и масштабным разрушениям, - считает 87-летний заслуженный архитектор РФ Александр Агафонов. - Чиновникам современной России же понятия для блага города и населения чужды. С 2019 года при назначенном тогда губернаторе Денисе Паслере ускорилось строительство зданий и сооружений разного назначения в пойме Урала. Их размах ужасает!

На улице Уральской многоэтажная застройка на затопленной уже насыпи подходит к бывшим пионерским лагерям в Дубках. За горбольницей №1 по проспекту Гагарина вдали у СНТ просматриваются сегодня лишь верхушки крыш ЖК «Дубовый плес», который утонул в этом году по самую макушку. Высотки на улице Донковцева жильцы отстояли от затопления, построив своими силами дамбу, но вода в подвалы все-таки зашла. И это все результат тех самых недальновидных решений.

Восточнее Загородного шоссе от поселка Солнечного на юг также ведется полномасштабная застройка под названием «Гранд Парк» на земляной подсыпке в 3-5 метров, в результате этого строительства многие дома южной застройки Солнечного оказались в яме и затоплены. Затопление будет постоянным летом от сильных дождей, весной - от снеготаяния. Подсыпка «Гранд Парка» тоже оказалась недостаточной, трех-, пятиэтажные здания рядом с Солнечным оказались затоплены от полуметра до 1,2 метра. К строящимся высоткам вода подходила почти до самых зданий. Как никогда пострадали от паводка в этом году также пригородные поселки Оренбурга и близлежащие к ним ЖК.

Виновата ли в этом только природа, снежная зима, позднее интенсивное снеготаяние? – рассуждает бывший главный архитектор города. - Но ведь есть Ирикла, которая должна регулировать прием и сброс воды ниже по течению Урала. Есть еще дамба, защищающая старый Орск, расположенный в низине, где после ее строительства было разрешено массовое возведение жилых домов. В то же время дамба не обслуживалась, земля осыпалась, ремонт не проводился. Столь мощное наводнение, затопившее тысячи жилых домов, многие из которых разрушены, не случайно. В большей степени это «рукотворная деятельность» чиновников от власти, не сумевших сделать расчеты и определить упреждающий сброс воды до ее критического пребывания. В прорыве защитной дамбы под напором воды, естественно, виноваты не грызуны, как уверял ее строитель, не мыши и бобры, а грызуны, сидящие в больших кабинетах за дубовыми инкрустированными столами в габаритных кожаных креслах. Этих грызунов в России развелось столько, что уже никакой мор не помогает, да и мор слабый.

По публикуемым роликам четко видно, что в Орске, как и в Оренбурге, большое количество зданий и сооружений построено в затопляемой зоне, что естественно спровоцировало еще больший подъем уровня воды и затопляемость больших площадей.

Невозможно понять чиновников от власти. С одной стороны, они лицемерно делают вид и ратуют за спасение Урала, организуя и совершая бесчисленные экспедиции на байдарках в Казахстан. С другой стороны, все делают, чтобы уничтожить Урал, окружающую его зеленую защитную среду, - заключил Агафонов. - Совершенно справедливо и точно сказал ученый, профессор, директор института степи Александр Чибилев, «… пойма реки - такое же русло реки, которое вырабатывалось за сотни тысяч лет для себя, а не для других целей…». Многие ученые считают Землю живым организмом, а природные катаклизмы - реакцией природы на действия людей, и с этим нельзя не согласиться.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ : Посмотреть еще
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с Правилами комментирования портала. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Сервис комментирования материалов сайта orenday.ru не является частью сайта Orenday, а предоставлен сервисом Cackle.me. При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса Cackle.me, поскольку обработка персональных данных осуществляется сервисом Cackle.me самостоятельно. *
  • Основная форма комментариев
Комментарии для сайта Cackle

№ 120198