В Оренбурге сегодня лишь 2 собаки-поводыря

08:11 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
Наступил год собаки. Этих животных мы все больше превращаем в игрушки, наряжая и причесывая. Но, оказывается, еще остались четвероногие лохматые трудяги, которым можно поручить ответственную работу.
Фото/Видео: соцсети

На весь Оренбург  приходится всего две собаки-поводыря, которые помогают незрячим. Их обучают и привозят из подмосковного учебно-кинологического центра (в год здесь готовят 20 собак-поводырей). Инвалиды получают их бесплатно от Фонда социального страхования как техническое средство реабилитации. Кинологи для этих целей выбрали лабрадоров, так как в них нет гена агрессии, они легко обучаются и приживаются в семье.

Профессия - навигатор

Итак, знакомьтесь, пес-поводырь Джексон - лучший друг инвалида первой группы по зрению, нашего коллеги Леонида Шорохова, члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств, человека активного и известного. Скорость передвижения незрячего с собакой-поводырем существенно увеличивается, с ней можно не переживать за собственную безопасность, так как обойдет все лужи, неровности на дороге, лед, даже низкие ветки деревьев. К сожалению, собака не различает цвета на светофоре, поэтому в данном случае она ориентируется на других людей и автомобили.

Джек, как его величает хозяин, живет с ним полгода, так что пока идет процесс привыкания друг к другу. Раньше Леониду Александровичу пять лет помогал лабрадор Ньютон, но прошлой весной пес умер.

Решение завести собаку-поводыря Леонид Шорохов принял, когда жил в Москве, где учился в аспирантуре. Слепому человеку в большом мегаполисе без помощи очень трудно. Ньютон (или Тоша, как ласково звал его хозяин) знал более сотни маршрутов. Нового поводыря оренбуржцу подбирали на протяжении 8 месяцев, ведь такой пес должен не только знать маршруты, но и уметь вести себя  в публичных местах. Две недели новый хозяин провел с будущим подопечным в кинологическом центре, чтобы собака к нему привыкла, лишь потом Джексона разрешили забрать домой.

Новый поводырь пока освоил 15 постоянных маршрутов - от дома до остановки, до магазина, до Системы «Город», до поликлиники и прочие. Он с готовностью приведет хозяина на дачу. Запоминание маршрута происходит со второго-третьего раза. Отличить Джексона в толпе можно по специальному медальону на шее с крестом и надписью «Верните меня, я глаза слепого». Есть у него и  удостоверение поводыря, статус которого приравнивает его к служебной собаке. Вместо поводка специальная кожаная шлейка с жесткой дугообразной ручкой, за которую держится хозяин, чувствуя любое движение собаки. Когда пес выходит на улицу в этом спецснаряжении, он понимает, что придется работать, поэтому максимально сосредоточен и ни на что не отвлекается. Когда же его выводят на прогулку на «рулетке», это сигнал, что настало время порезвиться.

- Этот парень не любит одиночество. Если его куда-то не взяли, может нашкодить. Например, обувь грызет, причем предпочитает туфли на высоких каблуках. Ругать его за эти проделки бесполезно. Как рассказывает жена, в ответ он смотрит печальными глазами. Общаюсь я с Джексоном словами: выходя из дома, даю команду, куда мне нужно, и он ведет. Джек понимает порядка 30 слов, например, если я хочу присесть, достаточно сказать «скамейка», - рассказывает Леонид Александрович. - Собака-поводырь очень наблюдательна,  даже место в квартире занимает так, чтобы всегда видеть меня. Если я что-то уроню, мигом бежит и ждет команду «апорт», чтобы подать мне вещь. Его обязательно нужно хвалить и подбадривать, тогда пес толкает меня в коленку и просит поиграть.

Полно недоброжелателей

Со слов хозяина, далеко не все окружающие к собакам-поводырям относятся доброжелательно - их могут не пустить в автобус, магазин или другие учреждения, хотя по закону путь для них открыт везде и требование таблички «С животными вход запрещен» на них не распространяется. Оставлять собаку-поводыря на улице нельзя, потому что ее могут украсть, а слепому придется возмещать кинологическому центру потерю. То ли дело в столице - там даже с входом в театр или библиотеку проблем не возникает.

Однажды в местной аптеке человеку с белой тростью заявили: «С собакой нельзя! Вы что, читать не умеете?» Получив ответ, фармацевт бесцеремонно ляпнула: «Пусть тогда собака вам читает!»

Подарок от Деда Мороза

На содержание собаки-поводыря инвалид по зрению получает от государства 22 000 рублей в год. Кормить такого питомца нужно хорошим сухим кормом, не обойдется он и без лакомств - творога, молока, бананов, мандаринов. А вот курятину, торты и печеное им категорически нельзя. В Москве ветеринарная помощь таким животным оказывается бесплатно, дважды в год собака проходит диспансеризацию, ей делают прививки. В Оренбурге же с бесплатным лечением туго.

На вопрос, кто для него Джексон, Леонид Александрович не задумываясь ответил:

- Это не просто друг, член семьи, помощник и внимательный собеседник - это мои глаза. С ним моя жизнь легче, Джек добавил в нее красок, ведь с его помощью я знаю, что происходит вокруг. Однажды при Ньютоне я потерял сотовый телефон, пропажу обнаружил уже дома, пришлось идти на поиски. Пес понял команду и уже через несколько минут сунул мне в руку потерянный телефон.

В преддверии Нового года Леонид Александрович написал от имени своего нынешнего помощника письмо Деду Морозу (данную акцию проводил фонд зоозащиты «Добрый мир»). Джексон попросил у волшебника диванчик, потому что приходилось спать на покрывале, которое хозяину вместе с собакой передали в кинологическом центре.


№ 42970