Кто и как предсказывает оренбуржцам погоду

11:40 Комментарии Эксклюзив
Реклама на сайте
Сегодня метеорологи всего мира отмечают профессиональный праздник. За погодой в нашей стране постоянные наблюдения ведутся на протяжении 150 лет. Насколько сложна и интересна эта профессия, наш корреспондент убедился на себе, изучив работу метеостанции в Оренбургском Гидрометцентре.

Мы так привыкли к тому, что прогноз погоды передают по ТВ, показывают всевозможные гаджеты, а также электронные табло, расположенные в разных местах города, что воспринимаем эту информацию как само собой разумеющееся. А если представить, какой станет наша жизнь, если вдруг этих прогнозов не будет? Как одеться, выходя на улицу, мы еще сможем сориентироваться, взглянув на термометр за окном… А как же работа предприятий, транспорта, энергетиков, военных, которая напрямую зависит от условий погоды?

Профессия редкая, но меткая

Метеоролог - редкая специальность, всего в Оренбуржье их порядка 126 человек. Они трудятся на 21 метеостанции в райцентрах, есть еще 36 наблюдательных постов. Чтобы стать наблюдателем за погодой и ее явлениями, людям, по-настоящему влюбленным в природу, приходится грызть гранит науки в вузах Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Туапсе. Зарплата, как и у прочих бюджетников, небольшая, поэтому на долгие годы здесь задерживаются лишь настоящие фанаты своего дела.

Сразу разграничим. Есть метеорологи. Они работают на метеостанции, расположенной в Оренбурге на горе Сулак, их обязанности заключаются исключительно в наблюдении за погодой (эта местность выбрана специально из-за открытости и удаленности от города). А есть синоптики. Они на основании полученных данных с метеостанций составляют привычные нам прогнозы. Синоптики, как и гидрологи, и прочие специалисты Гидромета, трудятся недалеко от набережной Урала - на улице Красная площадь. Несмотря на то, что возле здания тоже высится большая тарелка, за погодой здесь никто не наблюдает.

Решив пройти весь путь создания прогноза погоды от начала до конца, отправляюсь сначала на метеостанцию, которая на это место из Восточного поселка переехала 11 января 1975 года (своя метеостанция есть и в аэропорту, но ее наблюдения используются исключительно в авиации). Ориентир на улице Донгузской - расположенный на вышке большой красно-белый шар. Позже я узнала, что это доплеровский метеорологический радиолокатор. Он определяет местоположение гроз и облачность в радиусе 300 километров (практически вся Оренбургская область).

 

Советские приборы лучше автоматических

За зданием метеостанции располагается огороженная небольшим забором площадка со всевозможными чудо-приборами для приземного наблюдения (в 70-е годы здесь было всего два прибора). Передвигаемся мы между ними гуськом по натоптанным тропкам. Скажу честно, не думала, что большинство приборов используются еще с советских времен, да и выглядят довольно примитивно. Но, как говорят сами работники метеостанции, они точнее многих автоматических. Современные приборы не способны полностью заменить человека, так что безработица метеорологам не страшна.

- Я окончил Одесский гидрометеорологический институт, работаю здесь уже 36 лет. Попал сюда абсолютно случайно. Раньше и не представлял, что существует такая служба. Считал, как и большинство обывателей, что погоду предсказывают, просто выглянув в окно, - начал свой рассказ ведущий метеоролог Оренбуржья Валентин Белоусов, который живет всего в нескольких метрах от метеостанции - в служебном общежитии. - Раньше я работал в школе учителем немецкого языка, в 1982 году уволился. Надо было куда-то устраиваться. Иду мимо, заинтересовали мачты, зашел узнать, может, лаборанты нужны. Здесь мне и объяснили, кто такие метеорологи. Поехал учиться. Первое время не получалось, раз пять писал заявления об увольнении, а потом втянулся, прикипел к своему делу.

И снежный плен, и пыльная буря

На метеостанции следят не только за температурой воздуха, но и относительной влажностью, атмосферным давлением, направлением и скоростью ветра, горизонтальной видимостью, облачностью, температурой поверхности почвы летом и снега зимой, высотой снежного покрова, глубиной промерзания почвы, изморозью на проводах, а также опасными метеоявлениями. Например, в этом январе наблюдалась пыльная буря. Это, как отмечают метеорологи, самое необычное явление, которое могло случиться в начале года.

Для Оренбурга с его резко-континентальным климатом (возможна температура от -40 до +40) характерен сильный ветер с порывами более 12 метров в секунду, о которых метеорологи должны предупредить синоптиков, а те, в свою очередь, подать сведения о штормовом предупреждении заинтересованным организациям - потребителям. Бывает у нас и изморозь с гололедом, о чем предупреждаются транспортники и энергетики. Для нормального функционирования троллейбусов управление усиливает силу тока, изморозь на проводах пропадает, а иначе будут гореть штанги троллейбусов, что затормозит их работу и приведет к транспортному коллапсу.

Промерзание почвы в этом году превышает полтора метра, что для аграриев чревато гибелью посевов, а в период таяния снега почва с трудом будет впитывать влагу. Все эти сведения оформляются метеорологами в своеобразную агрометеорологическую телеграмму. Агрометеорологи берут также срезы почвы с посевами, которые отогревают и проверяют всхожесть. Промерзание почвы важно и для строителей, чтобы знать, на какой глубине можно прокладывать водопровод. Все эти сведения они получают отсюда же.

Ведущий метеоролог области вынимает из отверстий в почве трубки разной длины с дозиметрами, показывающими, на какой глубине какая температура. Точность всех измерений на термометрах до 0,1. С помощью стеклянного шара гелиографа (от «гелио» - солнце, «граф» - рисовать) метеорологи определяют продолжительность солнечного сияния на небе. Спецприборы улавливают радиацию с солнечным излучением, в том числе отраженную, рассеянную или прямую (информация с них передается в главную геофизическую обсерваторию).

Есть здесь снегомерные рейки, измерители при помощи специального луча высоты облаков. Оказывается, у них столько разных форм, видов и ярусов, что существует атлас для их определения. Если ошибешься, синоптики могут дать неверный прогноз. А еще в разных странах свои облака - наши не сравнить с европейскими. Конечно же, берутся на метеостанции и пробы воздуха на наличие всевозможных вредных примесей.

- Наблюдение метеорологи проводят раз в каждые три часа (восемь раз в сутки), снимая данные с приборов на площадке, их они передают в Гидрометцентр. Но и в промежутках, особенно если на улице вьюжит или происходят другие неблагоприятные метеоявления, наблюдения не прекращаются, - продолжает Валентин Николаевич. - На смене не поспишь. Когда не было компьютеров, данные вообще передавали по телетайпу, это был тихий ужас! Лента порвется - сидишь, склеиваешь…

- А летом нас достают змеи. По ночам приходится снимать наблюдения, вооружившись железным прутом и фонариком, - подключается к разговору начальник отдела наблюдений Екатерина Мирошкина. - В регионе года не проходит, чтобы не наблюдались опасные для жизнедеятельности человека явления - то трескучий мороз, то сильная жара, то ураганные ветры.

Зачем метеорологам воздушный шарик

Для точности наблюдений в небо ровно в 4.30 и 16.30 по оренбургскому времени (часы здесь настроены на мировое время) с Сулака запускают в атмосферу огромный белый шар, наполненный водородом. Это же происходит на всех других метеостанциях. Данное мероприятие согласовано с военными, чтобы они ненароком не восприняли метеошар за неопознанный летающий объект.

К шару подсоединяют радиозонд, с помощью которого на разных высотах определяется температура, влажность и давление. Мероприятие это дорогостоящее. Наполнение водородом происходит из баллонов в специальной газогенераторной, за раз уходит целый баллон в две атмосферы. Запустить шар в воздух можно только после получения соответствующего сообщения по рации. Шар пролетает порядка 20 - 30 километров (в высоту поднимается до 10 километров), после чего лопается, а зонд падает. Аэролог на компьютере фиксирует величины, которые передают путешествующие по воздуху датчики.

Помимо этого, метеорологи ходят на снегосъемку в поле на расстояние двух километров, где измеряют высоту и плотность снега, по его весу определяется запас воды в нем (оказывается, снег бывает пылевидный, пушистый, влажный, с коркой, липкий, рассыпчатый). Для этих целей в комнате метеоролога в углу красуются огромные валенки и саперная лопатка. Но в этом году запасы снега маленькие - его высота едва достигает 20 сантиметров, тогда как в позапрошлом году была 46, а максимально доходила до 74 сантиметров.

- А вот натянута влажная марля, которая улавливает все, что приходит на землю с осадками - аэрозоли, пыль, другие вредные вещества. Мы каждый день ее сушим, упаковываем в конверт и отправляем в лабораторию в Самару, где ее сжигают и определяют, что было в воздухе, - продолжает Екатерина Мирошкина.

Она переходит к измерителю гамма-излучения, следом к осадкометру, напоминающему раскрывшийся тюльпан. От обилия информации начинается головокружение.

- Тут воссоздана картина циклона, осадки крутятся, а потом попадают в установленное в центре ведро. Мы его заносим в помещение. Если это снег, то он топится, переливается в измерительный стакан, после чего измеряется количество выпавших осадков. Один сантиметр снега равен одному миллиметру воды. - объясняет метеоролог.

Вооружившись пузырьком, мы отправляемся к белому ящику, к которому нужно подняться по небольшой лесенке. Это психрометрическая будка, здесь получают точную температуру (это не термометр за окном, показывающий, как правило, температуру чуть выше, чем она есть на самом деле) и влажность воздуха. Один из термометров, на который накручен батист, смачиваем, а другой оставляем сухим, по изменениям температуры на них будем судить о влажности.

Есть на площадке и автоматический метеорологический комплекс со всевозможными датчиками, с которого все показания автоматически поступают на компьютер, но это исключительно для подстраховки (на нем то датчик промерзнет, то выйдет из строя). Так что метеорологу с советскими приборами надежней. Изморозь определяют по специально натянутым проводам. По словам Валентина Николаевича, был случай, когда она в диаметре достигала 35 миллиметров (более 20 миллиметров уже считается опасным явлением).

- Обратите внимание, сейчас атмосфера чистая, трубы Газзавода отчетливо видны, вон дачи, лесополоса, - указывает метеоролог. - Это для нас стандартные ориентиры видимости - до каждого объекта все измерено рулеткой. До автозаправки, например, 500 метров. Сегодня видимость порядка 25 километров.

Все данные, которые передают метеорологи, кодируются по известной только им системе, чтобы расшифровать их могли на всех метеостанциях мира. Метеорологи планеты, кстати, используют для общения исключительно латинский язык. На основе полученных наблюдений составляются карты, а на их основе синоптики выдают прогнозы.

 

В спорах рождается истина

Точность трехдневных прогнозов Оренбургского Гидрометцентра составляет порядка 96 процентов. В полдень я попала на своеобразный консилиум. Данные, поступившие с метеостанции, заступивший на смену синоптик анализирует с полдевятого утра. Именно к 12.00 он выдает готовый прогноз на ближайшую трехдневку. При этом синоптик опирается на карты, прогностические поля, расчетные методы и данные так называемых немецких сайтов-помощников, Росгидромета, особенно в спорных ситуациях. После обеда продолжается отслеживание ситуации.

Не расслабляется, несмотря на малый снегозапас, и гидропрогнозист. Летом от него мы получаем температуру воды в реках - в пляжный сезон очень полезная информация.


№ 45669